В Семейном кодексе существует целый комплекс правовых норм, связанных с правом на воспитание детей и защитой их интересов. Споры, связанные с лишением/ограничением родительских прав, определения порядка общения с несовершеннолетним, определение места проживания с одним из родителей после расторжения брака — являются объектом психологического исследования.
С позиции психологического исследования, согласно выделенной категории дел, необходимо установление юридически значимых признаков отдельных исследуемых объектов, в качестве которых выступают психологические особенности участников спорного правоотношения (индивидуально-психологические особенности, особенности психической деятельности родителей, уровень и психологические особенности развития ребенка). В то же время психологическое исследование является ситуационным и для него характерно установление комплекса психологических особенностей родителей и ребенка, их поведения, взаимоотношений, на основе анализа которых и слагается целостная психологическая картина семейной ситуации. При рассмотрении дел, связанных с защитой прав и интересов несовершеннолетних детей, к числу обстоятельств, необходимых для установления относятся: конкретные условия воспитания, а не только материального содержания детей; возраст детей, особенности их развития, характер взаимоотношений родителей между собой и каждого из них с ребенком, отношение детей к родителям; положительное или отрицательное воздействие родителей на развитие детей, а также личностных качеств родителей на личную привязанность ребенка.
Указанные обстоятельства являются психологическими. Поэтому при рассмотрении гражданских дел, связанных с ограничением и /или лишением родительских прав, определения порядка общения с несовершеннолетним, определение места проживания с одним из родителей после расторжения брака необходимо применение специальных познаний. Так, наряду с решением прочих вопросов, специалисты в области психологии могут дать оценку влияния на детей, их психическое состояние, а также оценить привязанность ребенка к каждому из родителей с учетом его возраста и психического развития, динамики семейного конфликта. Установления на наличие/отсутствие жестокого обращения с ребенком в различных формах (физического/психологического насилия).
Основная задача досудебного психологического исследования состоит в том, что проведенные исследования позволяют установить целесообразность и вид дальнейшей судебной экспертизы (в случае необходимости), сформировать вопросы перед экспертом. Существует четкое разделение компетенции специалиста психолога, при проведении досудебного исследования и эксперта-психолога, экспертов-психиатров на разных этапах проведения комплексного судебного психолого-психиатрического экспертного исследования лиц в спорах о воспитании детей, алгоритм описан и детально изложен в работах Ф.С. Сафуанова (2003), Н.К. Вострокнутова, Н.К. Харитоновой, Ф.С. Сафуанова (2004). О чём, во избежание ошибочного отождествления понятий процессуального значения, как «заключение специалиста» и «заключение эксперта», специалистами АНО «НИЦПСЭ» проводятся, в том числе письменно, соответствующие разъяснения.
Виды исследования:
Цели и задачи исследования:
Установление индивидуально-психологических особенностей каждого родителя; их эмоционального состояния, наличие и характер тревоги; исследование особенностей родительской позиции матери и отца детей.
Особенности детско-родительских отношений, отношения каждого из родителей к детям, отношение детей к родителям, к каждому в отдельности; взаимоотношения между собой, с другими членами семьи, социальным окружением; содержание конфликта между родителями.
Результаты психологического исследования должны быть отражены в Заключении специалиста и иметь стандартную структуру исследования:
Важно отметить, что психолог имеет право самостоятельно определять целесообразность и объем используемых методов при исследовании испытуемого. Однако, при выборе комплекса методик, специалист обязан использовать и учитывать следующие принципы: