"Не лечи бесплатно, ибо тот, кто лечится бесплатно, рано или поздно перестает ценить свое здоровье, а тот, кто лечит бесплатно, рано или поздно перестает ценить результаты своего труда".

Гиппократ
Общие теоретические пояснения

В Семейном кодексе существует целый комплекс правовых норм, связанных с правом на воспитание детей и защитой их интересов. Споры, связанные с лишением/ограничением родительских прав, определения порядка общения с несовершеннолетним, определение места проживания с одним из родителей после расторжения брака — являются объектом психологического исследования.

С позиции психологического исследования, согласно выделенной категории дел, необходимо установление юридически значимых признаков отдельных исследуемых объектов, в качестве которых выступают психологические особенности участников спорного правоотношения (индивидуально-психологические особенности, особенности психической деятельности родителей, уровень и психологические особенности развития ребенка). В то же время психологическое исследование является ситуационным и для него характерно установление комплекса психологических особенностей родителей и ребенка, их поведения, взаимоотношений, на основе анализа которых и слагается целостная психологическая картина семейной ситуации. При рассмотрении дел, связанных с защитой прав и интересов несовершеннолетних детей, к числу обстоятельств, необходимых для установления относятся: конкретные условия воспитания, а не только материального содержания детей; возраст детей, особенности их развития, характер взаимоотношений родителей между собой и каждого из них с ребенком, отношение детей к родителям; положительное или отрицательное воздействие родителей на развитие детей, а также личностных качеств родителей на личную привязанность ребенка.

Указанные обстоятельства являются психологическими. Поэтому при рассмотрении гражданских дел, связанных с ограничением и /или лишением родительских прав, определения порядка общения с несовершеннолетним, определение места проживания с одним из родителей после расторжения брака необходимо применение специальных познаний. Так, наряду с решением прочих вопросов, специалисты в области психологии могут дать оценку влияния на детей, их психическое состояние, а также оценить привязанность ребенка к каждому из родителей с учетом его возраста и психического развития, динамики семейного конфликта. Установления на наличие/отсутствие жестокого обращения с ребенком в различных формах (физического/психологического насилия).

Комментарии по вопросу выбора и целесообразности проведения психологического исследования (ПИ) или судебной психологической экспертизы (СПЭ)

Основная задача досудебного психологического исследования состоит в том, что проведенные исследования позволяют установить целесообразность и вид дальнейшей судебной экспертизы (в случае необходимости), сформировать вопросы перед экспертом. Существует четкое разделение компетенции специалиста психолога, при проведении досудебного исследования и эксперта-психолога, экспертов-психиатров на разных этапах проведения комплексного судебного психолого-психиатрического экспертного исследования лиц в спорах о воспитании детей, алгоритм описан и детально изложен в работах Ф.С. Сафуанова (2003), Н.К. Вострокнутова, Н.К. Харитоновой, Ф.С. Сафуанова (2004). О чём, во избежание ошибочного отождествления понятий процессуального значения, как «заключение специалиста» и «заключение эксперта», специалистами АНО «НИЦПСЭ» проводятся, в том числе письменно, соответствующие разъяснения.

Виды исследования:

  • Исследование психоэмоционального состояния каждого родителя, в настоящий период времени, на основании результатов индивидуальной психологической диагностики.
  • Исследование межличностных отношений родителей несовершеннолетних детей, особенности внутрисемейных отношений.

Цели и задачи исследования:
Установление индивидуально-психологических особенностей каждого родителя; их эмоционального состояния, наличие и характер тревоги; исследование особенностей родительской позиции матери и отца детей.
Особенности детско-родительских отношений, отношения каждого из родителей к детям, отношение детей к родителям, к каждому в отдельности; взаимоотношения между собой, с другими членами семьи, социальным окружением; содержание конфликта между родителями.

Результаты психологического исследования должны быть отражены в Заключении специалиста и иметь стандартную структуру исследования:

  • Введение; Основную часть; Выводы и Ответы на вопросы;
  • Отражать вид, задачи и цели исследования;
  • Тестовый материал, который адаптирован целям и задачам исследования;
  • Специалистом должен быть соблюден алгоритм использования актуальных методик;
  • Квалификация и компетентность специалиста должна быть подтверждена документами и соответствовать установленным нормам (образование/стаж практической работы);
  • Заключение специалиста должно базироваться на научно обоснованных, как стандартизированных (т.е. опросники разного типа, психометрическое тестирование), нестандартизированных (оценивающие деятельный процесс пробы), проективных (отражающие внутренний мир индивидуума – цветовые, рисунки и другие тесты) методиках ;
  • Выводы экспериментально-психологического исследования (ЭПИ) ребенка и родителей, должны быть объективными и достоверными.

Важно отметить, что психолог имеет право самостоятельно определять целесообразность и объем используемых методов при исследовании испытуемого. Однако, при выборе комплекса методик, специалист обязан использовать и учитывать следующие принципы:

  • Относительная простота применяемых методик.
  • Быстрота их проведения.
  • Полнота изучения исследуемого явления.
  • Взаимная дополняемость применяемых методик.
  • Высокая суммарная валидность (- степень обоснованности и пригодности применения методик и результатов исследования в конкретных условиях;- мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам).
    Стоит отметить, что Инструкция Минздрава РФ по заполнению отраслевой учетной формы № 100/у-03 «Заключение судебно-психиатрического эксперта (комиссии экспертов)» (Приложение N 1); Инструкция по заполнению отраслевой учетной формы N 100/у-03 «Заключение судебно-психиатрического эксперта (комиссии экспертов)» (Приложение N 2). – Требования, которые изложены в Приказе МЗ РФ от 12 августа 2003 г. N 401, применяется исключительно для проведения судебной психолого-психологической экспертизы (СПЭ).

Консультация