Судебная психологическая экспертиза (СПЭ).

Целью деятельности эксперта-психолога, как процессуального действия, на основании Определения суда, является предоставление информации о психологических составляющих конфликтной ситуации, необходимой для всестороннего рассмотрения спора об определении места жительства ребенка, порядка общения его с родителями, лишения или ограничения родительских прав, отмены опеки над ребенком, отмены усыновления. Эксперта-психолога привлекают для изучения индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его взаимоотношений с родителями, другими членами семьи и социальным окружением, особенностей родительской позиции, изучения содержания конфликта между родителями, родителями и прародителями. Конечным результатом исследования является получение сведений, позволяющих оценить риски, которые могут развиться при различных обстоятельствах и условиях жизни ребенка.

Объектом СПЭ является здоровая психика личности.
Предметом СПЭ является установление влияния особенностей психического состояния личности на поведение лица в интересующий суд момент.
При внешней схожести алгоритма и рассматриваемых вопросов работа судебного эксперта-психолога (процессуальная форма) имеет ряд существенных отличий от работы специалиста, выполняющего запрос заказчика (непроцессуальная форма).
Выделяется различие статуса и регламента деятельности по параметрам: инициатор исследования, субъект исполнения, ответственность, права и обязанности, сроки, заключение психолога и деятельность, выходящая за рамки обследования. Выделяются распространенные жизненные ситуации, в которых родители, инициируют установление порядка общения, определение места жительства ребенка, а также назначения и сохранения опеки. Анализ позволяет констатировать наличие прямых и скрытых мотивов участников споров, влияющих на прогностическую экспертную оценку рисков воспитания и развития ребенка.
В гражданском судопроизводстве определенное место занимают процессы, связанные с охраной неимущественных прав детей и родителей. В случае если лица, участвующие в судебном процессе (судья, специалист отдела опеки, который обязательно участвует), не обладают достаточными познаниями для анализа имеющейся информации, они имеют право привлечь эксперта-психолога. Речь идет о проведении судебной психологической экспертизы с целью предоставления суду информации о психологических составляющих конфликтной ситуации, необходимой для всестороннего рассмотрения спора. Содержанием данных споров являются:
• определение места жительства ребенка (например, с кем из родителей будет жить ребенок после развода или с кем оставить ребенка в сложной ситуации – с родителем или прародителем);
• определение порядка общения ребенка с родителями (при сопротивлении одного из родителей, ущемлении другого в его правах на воспитание и заботу о ребенке, умышленное сокрытие фактического места проживания ребенка от другого родителя);
• лишение родительских прав, ограничение родительских прав;
• отмена опеки над ребенком, отмена усыновления.
Цель данной экспертной деятельности (СПЭ) – получение информации, позволяющей оценить риски, могущие развиться при различных обстоятельствах и условиях в жизни ребенка.
Примечание:
Следует отметить, что перечисленные выше споры так или иначе могут находиться в поле зрения не только судебных органов, но и отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними. В первом случае мы говорим о процессуальной форме решения спора, во втором – о непроцессуальной, досудебной. Психологи могут привлекаться в обоих случаях, но статус и регламентация их деятельности в этих случаях имеет важные отличия.
На рассмотрение психолога могут быть выставлены вопросы:
• индивидуально-психологические особенности ребенка, особенности его эмоционального состояния, наличие и характер тревоги и т. д.;
• особенности родительской позиции;
• особенности детско-родительских отношений: отношения каждого из родителей к ребенку, отношение ребенка к родителям как к паре, к каждому в отдельности;
• взаимоотношения ребенка с другими членами семьи и социальным окружением;
• содержание конфликта между родителями.
Прогностическая оценка важна и для судьи, и для специалиста отдела опеки, так как дает основание для принятия решения, которое будет оптимальным с течением времени. На основании многолетнего опыта анализа рисков проживания или встреч ребенка с конкретным родителем можно выделить и систематизировать наиболее распространенные ситуации.
Установление порядка общение инициируется в случаях, когда:
• у бывших супругов незаконченные отношения, они конфликтуют, тем самым поддерживая контакты. Судебная тяжба или обращение в отдел опеки по поводу ребенка является одним из способов поддерживать отношения, манипулировать бывшим супругом, удерживать его возле себя (в центре конфликта – супружеские отношения);
• имеется острый конфликт, неприятие личности бывшего супруга, невозможность конструктивно общаться, решать сообща вопросы, связанные с воспитанием и обучение ребенка. Дабы снизить необходимость видеться, обсуждать, договариваться, родители устанавливают порядок общения с ребенком (в центре конфликта – супружеские отношения);
• оба родителя привязаны к ребенку, выражают желание общаться с ним, заботиться о нем, но после развода не могут выстроить новую систему контактов, адаптироваться к новой жизненной ситуации (в центре конфликта – привязанность родителей к общему ребенку);
• желание ограничить и отрегулировать спонтанность, стихийность контактов отдельно проживающего родителя с ребенком, что негативно отражается на его эмоциональном развитии, состоянии (в центре конфликта – забота о состоянии ребенка);
• желание устранить препятствия к общению с ребенком, чинимые другим родителем;
Определение места жительства ребенка становится актуальным, когда:
• ребенок стал проживать после развода (или еще до развода) с одним родителем без согласия другого родителя;
• родители после развода находятся в ситуации конфликта и спора по поводу ребенка, каждый хочет, что ребенок должен проживать с ним, считает, что сможет лучше заботиться о нем;
• ситуация является следствием претензий другого родителя на алименты, сопротивлением другого или его встречным желанием получать алименты;
• имеются объективные и субъективные жалобы на негативное влияние на ребенка со стороны другого родителя.
• отсутствие каких бы то ни было контактов с отдельно проживающим родителем, его участия в воспитании ребенка и материальной помощи;
• между родителями конфликтные или нарушенные контакты, есть препятствия организации событий в совместной жизни ребенка и родителя, с которым он проживает, например, вывозу ребенка за границу (если другой родитель не дает такого разрешения);
• между родителями конфликтные отношения, высокая неудовлетворенность браком, желание «вычеркнуть» бывшего супруга из жизни, начать новую жизнь без него, без оглядки на его права;
• восприятие биологического родителя как помехи в организации жизни новой семьи родителя, с которым проживает ребенок (например, мать хочет, чтобы у ребенка был только один отец – ее нынешний муж, чтобы биологический отец не мешал выстраивать отношения между новым мужем и ее ребенком от первого брака).
В связи с назначением опеки, отменой опеки случаются споры между родителем и прародителем. Например:
• прародители не доверяют своему ребенку, то есть родителю внука, заботу и воспитание. Это связано с собственным разочарованием своим ребенком и желанием оправдать себя, утвердиться в том, что они успешные родители. Прародители хотят сблизиться с внуком, так как не сложились близкие отношения с ребенком;
• ввиду определенных жизненных обстоятельств прародители назначаются опекунами и воспитывают внука в течение длительного времени. После нормализации родительской позиции (улучшение состояния здоровья, социализации) родитель хочет сам жить с ребенком и заниматься воспитанием, однако прародители препятствуют этому по далеко не всегда объективным причинам.
Часто желание заботиться о внуке является определяющей составляющей образа жизни, ценностью, которая делает жизнь наполненной содержательным смыслом. Тогда прародители настраивают ребенка против родителя, приучают к себе, чрезмерно опекают.
В ряде случаев родители обращаются за помощью по поводу детей, но не из-за детей.
Их скрытые мотивы могут быть различны, но они часто сводятся:
• к разделу совместно нажитого в процессе семейной жизни (материального имущества и детей);
• незаконченным отношениям с бывшим супругом, желанием сохранять контакты, пусть даже в форме обращения в отдел опеки или судебной тяжбы;
• неудовлетворительным отношениям в браке, обиде, как следствие, желанию унизить, нанести моральную боль другому родителю, а самому «выиграть», получив удовлетворение от унижения другого;
• оправданию себя, своей жизненной позиции, поступков;
• желанию вернуть ушедшего супруга, повлиять на него с помощью судебной тяжбы или посредством увещеваний специалистов органа опеки.
Выделение типичных ситуаций позволяет понять, как они будут развиваться, как это скажется на ребенке.

И так, возвращаясь к теме существенных различий работы психолога в рамках процессуального и не процессуального формата. Внешне проведение экспертизы и исследования (решаемые вопросы, алгоритм исследования) очень схоже.
План работы психолога — эксперта- / -специалиста- :
1. Получение письменного запроса (для эксперта, материалы гражданского дела поступают в организацию/ для специалиста, документы передает заказчик при заключении соответствующего договора).
2. Приглашение сторон (по телефону или по почте).
3. Диагностические беседы отдельно с каждым взрослым клиентом.
4. Диагностика ребенка.
5. Сбор дополнительной информации (знакомство с содержанием гражданского дела – для эксперта, под личную подпись по ст. 307 УК РФ ).
6. Анализ собранных данных, формулировка ответов и составление заключения.
7. Передача заключения в инстанцию, из которой был запрос (эксперт — в суд; специалист — заказчику).
Ключевое отличие заключается в том, что судебная психологическая экспертиза (СПЭ) является процессуальной деятельностью в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
Экспертная деятельность жестко регламентирована Гражданским процессуальным кодексом (ГПК РФ) и Федеральным законом No 73 от 31.05.01 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской федерации» (ФЗ No 73).
Основанием для производства СПЭ является судебное Определение. Это указано в ст. 79 ГПК «Назначение экспертизы» и ст. 80 ГПК «Содержание определения суда о назначении экспертизы».
Согласно ст. 41 ФЗ No 73 «В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами», то есть выполнение экспертизы может быть поручено любому психологу, обладающему соответствующей квалификацией.
Эксперт может быть вызван в суд для личного участия в судебном заседании на допрос, в ходе которого он должен ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением. Эта обязанность эксперта может быть не реализована, если содержания заключения достаточно для дальнейшего решения спорного вопроса по существу.
Согласно ст. 17 ФЗ No 73, эксперт может «делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний».
Экспертная психологическая деятельность предполагает наличие у специалиста соответствующей квалификации, опыта, знания этических принципов и границ компетенции. Прогностическая оценка возможных рисков развития ситуации делают экспертное исследование зоной особой профессиональной ответственности.

Срок:
10 раб. дней

Цена:
от 35 000 руб.

Судебная психологическая экспертиза (СПЭ)

Консультация