Практика.
В рамках рассмотрения вопросов в сфере детско-родительских отношений (ДРО) важную роль играет стадия рассмотрения спора и причины – основания его возникновения, возраст участников спора вовлеченность ребенка — несовершеннолетнего, в предмет требований и возражений.
Практика показывает, что значительно сокращаются процессуальные сроки рассмотрения искового производства в гражданском деле, на предмет определения порядка общения и места проживания несовершеннолетнего с одним из родителей после расторжения брака, если стороны в досудебном порядке (при подготовке к судебным заседаниям) представляют психологические исследования (заключения) актуального индивидуально-эмоционального состояния родителя (-ей) и ребенка, более четко представляют позицию своего оппонента.
Психологическое исследование по семейным делам, связанным с защитой прав детей, представляется в суд в форме Заключения специалиста.
В рамках такого исследования устанавливаются: психическое состояние и индивидуально-психологические особенности ребенка, уровень его психического развития, отношение ребенка к каждому из родителей (другим фактическим опекунам, членам семьи), индивидуально-психологические особенности родителей, особенности родительского отношения, родительская позиция, стиль воспитания (выявление патологизирующего стиля воспитания).
При необходимости устанавливается способность ребенка (с 10-летнего возраста) принимать самостоятельное решение, например, при определении порядка общения и проживания с одним из родителей.
Исследуется:
— жестокого обращения с ребенком (причинение физического вреда здоровью; унижение; ограничение в получении полноценной заботы и внимания (образования));
— конфликт лояльности, по сути, это постановка ребенка перед самостоятельным выбором, с кем из родителей ему проживать совместно, подобная ситуация является высоко стрессовой для психики ребенка (т.к. способствует формированию у ребенка чувства вины);
— индуцировании («программировании») ребенка негативными установками в отношении другого родителя;
Доказательственное значение заключения зависит от его истинности, внутренней непротиворечивости, точности и достоверности всех действий, оценок и выводов специалиста в ходе и по результатам процесса исследования.
Отношение ребенка к родителям, как сложный психологический феномен, подвержено влиянию множества различных факторов и может существенно различаться по степени эмоциональной близости и привязанности.
В семейных спорах о воспитании существуют различные формы выявления характера отношения ребенка к каждому из родителей:
— заключение органов опеки и попечительства;
— опрос ребенка в суде;
— заключения специалистов.
В случае если проведенное и представленное в суд психологическое исследование, в том числе выводы судебной психолого-психиатрической экспертизы (СППЭ) вызывают сомнения, имеют прямые признаки не соответствия действительности, а так же не являются полными, всесторонними, объективными, что противоречит требованиям ст. 8 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001г. № 73-ФЗ», то как правило сторона обращается за проведением рецензирования, что на практике мало меняет ситуацию.
Обращайтесь к специалистам АНО «НИЦПСЭ»,
их опыт и профессиональные знания помогут Вам
в решении судебных и жизненных вопросов.
Базовые вопросы, в рамках проведения психологического исследования:
термины и определения:
Психическое здоровье — согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Стресс – (от англ. Stress — “давление”, “напряжение”) эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.
Тревога — отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия. Тревога связана с подсознательной мобилизацией психических сил организма для преодоления потенциально опасной ситуации, является источником страданий.
Страх — это внутреннее состояние, обусловленное грозящим или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается глубоко отрицательной эмоцией.
Манипуляция – (лат. Manipulus, означающего «горсть», «пучок», которое в свою очередь восходит к словам manus– «рука», pleo – «наполнять») – скрытое управление человеком против его воли, приносящее инициатору односторонние преимущества. Манипуляция – это психолингвистический процесс, поэтому для ее изучения требуется интеграция результатов психологических и лингвистических исследований.
Основные критерии манипулятивного воздействия:
1) родовой признак – психологическое воздействие;
2) отношение манипулятора к другому, как средству достижения собственных целей;
3) стремление получить односторонний выигрыш;
4) дистанционный характер воздействия;
5) использование (психологической) силы, игра на слабостях;
6) побуждение, мотивационное привнесение;
7) безнаказанность, как системное поведение в осуществлении манипулятивных действий.
Девиантное поведение (лат. Deviatio — отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).
Деструктивное поведение – практические или вербальные (словесные/речевые) проявления внутренней деятельности индивида, направленные на разрушение чего-либо.
Асоциальность — это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали.
Абьюз — (анг. abuse — «насилие», «оскорбление» и «жестокое обращение»), abuser – человек совершающий психическое насилие — оскорбляет, унижает, шантажирует или принуждает человека к чему-то против его воли.
* Унизить, «поработить» — лишь средства достижения этой цели, и самая радикальная цель абьюзера – заставить страдать, ибо нет большей власти над человеком, чем принуждать его терпеть страдания, и чтобы он не мог защитится против этого.
Примеры из контекста исследований:
— «В данном случае, систематические оскорбления и угрозы со стороны Дюдюкина Д.Д. (отца ребенка), с позиции психологической науки, характеризуются как психическое насилие, поскольку оказывают неблагоприятное психологическое воздействие на Иванову М.Ю. (мать ребенка), т.е. способны вызывать стрессовое расстройство, подобное посттравматическому».
— «У большинства детей, живущих в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются «методами воспитания», или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития».
— «Воспитание ребенка в условиях эмоционального и физического насилия приводит к деформации личности. Злобная, недоброжелательная обстановка формирует низкую самооценку – следствие отношения к нему родителей и значимых взрослых. Маленький ребенок – объект отвержения, наказаний, угроз, физического насилия – начинает чувствовать себя нежеланным и нелюбимым, начинает относиться к себе враждебно и с презрением».
— «Ощущение, что он нежеланный, вызывает в ребенке глубокое чувство вины и стыда за свое существование. Ощущение малоценности уничижает ребенка, поэтому многие такие дети даже и не противятся насилию над собой именно из желания чего-то стоить. Таким образом, ребенок – жертва эмоционального насилия – растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем.
В дальнейшем он воспроизводит уже усвоенные им паттерны поведения в собственной жизни, в том числе и в общении со своими детьми».
— «Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, оставляющую отпечаток в виде личностных, эмоциональных и поведенческих особенностей, отрицательно влияющих на их дальнейшую жизнь».
«Сегодня ударив сына, по сути, ты ударил будущего внука»